60 пар старых ботинок, туфель и детских сандалий… Они выполнены из чугуна и беспорядочно расставлены на берегу Дуная в Будапеште. Так выглядит один из самых пронзительных и печальных мемориалов в мире…
Будапешту удалось избежать массовых расстрелов евреев вплоть до 1944 года — в этом году к власти пришла местная партия «Скрещенные стрелы», поддерживающая нацизм, в частности уничтожение еврейской нации.
Большинство членов партии «Скрещенные стрелы» были обычными венгерскими рабочими, но были в ее рядах и офицеры, и крестьяне. В 1944 году ее основатель Ференц Салаши напрямую связался с гитлеровским правительством и получил поддержку. После победы на выборах («Скрещенные стрелы» получили 70% мест в парламенте) Будапешт моментально изменился. Началась массовая депортация евреев и цыган в концлагеря и многочисленные расправы над мирным населением.
Часто людей привозили на грузовиках на берег Дуная. Им приказывали разуться, оставить свою обувь, затем погружали на баржи и увозили в неизвестном направлении. Нередко разутых людей выстраивали вдоль берега реки и стреляли им в спину — таким образом не было необходимости хоронить убитых, их тела уносили воды реки.
Обувь, которую оставляли жертвы, шла либо на нужды самих нацистов, либо отправлялась на продажу — на пятом году войны это был ценный товар.
Всего за пять месяцев, которые «Скрещенные стрелы» были у власти, в городе было убито 10 000 человек и более 80 000 отправлено в концлагеря.
Идея создания мемориала принадлежит режиссеру Кену Тогаю. Он предложил скульптору Дьюле Пауэру отлить из чугуна 60 пар обуви — точных копий тех, что носили в 1940-х. Это и мужские ботинки, и женские туфли, и детские башмачки — стоптанная, ношеная обувь, которую оставляли люди на берегу перед своей смертью.
Рядом с этой экспозицией стоит длинная 40-метровая скамья с памятными табличками на трех языках — венгерском, английском и иврите:
«В память о жертвах,
расстрелянных на Дунае
ополченцами Скрещённых стрел
в 1944–45
Установлено 16 апреля 2005».
Несколько лет назад израильский художник Шахак Шапира опубликовал проект под названием «Йолокост», чтобы пристыдить молодых людей, которые развлекаются и делают веселые селфи на фоне одного из самых трагичных мемориалов в мире.
По материалам: Культурология
Будапешт…
… И вот Дунай, и он кровавый,
А я-то думал – голубой,
Не Штраус тут делился славой,
Не он счастливил здесь собой.
Тут только туфелек фигурки:
Ботинки, деток башмачки,
Тут изверги «играли в жмурки», –
«Жидов» толкая – в темь реки.
Толкнут, и встанут, зубы скалят,
Придумка больно хороша:
Ведь сразу всех мы «их» связали
Одной верёвкой, не спеша.
И не расходуем ни пули,
И не кричим команду «пли!»,
Всё элегантно, – лишь толкнули,
А вон уже ко дну пошли…
И можно шнапса нализаться
И ждать «Железного креста»,
И говорить, что рад стараться
Вот так же мог бы лет до ста…
До ста не вышло, не получен –
«Железный крест», как ни хотел,
И ты живешь прошедшим мучим –
Полётом падающих тел –
Туда в Дунай, подобный Лете,
Где только вечность, что без дна…
Смотрю я на фигурки эти,
И страшно слово мне: война…